Эта статья посвящена такому интерфейсному устройству как монитор. И способам их выбора.
Эта статья актуальна и для ноутбуков, потому что у них точно такие же экраны.
ЭЛТ - и LCD- мониторы одной и той же фирмы. Между ними – 10 лет разницы.
Исторически мониторы начинались с ЭЛТ (электронно-лучевых трубок), больших, хорошо знакомых всем устройств. Однако их не производят уже лет пять, и в выборе монитора для обычного человека они не участвуют. Они по-прежнему используются и ничего страшного в них нет, хотя заменить их на плоские, т.н. жидкокристаллические мониторы мы бы советовали.
Надо сразу сказать, что устройства интерфейса человека, то есть служащие для передачи сигналов между человеком и компьютером, должны выбираться из индивидуальных предпочтений человека. От этого статья приобретает волюнтаристские черты – мы понимаем, что вкусы у людей разные и стараемся описать максимум возможного, не делая упора на конкретные варианты, с тем, чтобы каждый мог сам выбрать подходящее ему устройство.
Монитор состоит из:
матрицы
электроники
пластмассы
маркетинга.
Матрицей традиционно называют саму суть экрана – матрицу жидких кристаллов или светодиодов, которые и формируют изображение. Как правило, для каждой точки (т.н. пикселя) это триада «красный-зеленый-синий», часто называемая RGB (red-green-blue). Если интересно, их можно разглядеть на мониторе, только они очень маленькие. Можно воспользоваться лупой. Или брызнуть на монитор воды – каждая капелька сработает как увеличительное стекло и пока она не высохла, вы будете любоваться на триады. Многие делали это и непроизвольно.
Смешение основных цветов, дающее белый цвет. Из такой триады состоит каждый пиксель матрицы монитора.
С матрицей неразрывно связан модуль подсветки. Как правило, и в самом деле неразрывно. В общем, их не ремонтируют отдельно, да и вообще не ремонтируют дешевые мониторы.
Подсветка может быть разной природы. Раньше было много вариантов, начиная с ламп накаливания и все варианты вплоть до электроразрядных трубок. Сейчас, буквально в этом году, на рынок стремительно выходят подсветки на мощных белых светодиодах, они обозначаются как LCD в названиях. Преимуществ у них много – это и малые габариты (мониторы с такой подсветкой имеют в толщину 2 см). Это и очень низкое энергопотребление, порядка 15-20Вт даже для очень больших экранов. Это и дешевизна производства, да и вообще, там нечему ломаться. Только светодиоды будут, конечно, уменьшать свою яркость в процессе службы, но это займет годы, и это вполне компенсируется настройками. И все равно, светодиоды надежнее и дешевле любых других вариантов.
Единственный заметный минус LCD подсветок – неравномерность засветки по краям, хорошо заметная в режиме отображения черного цвета. Вероятно, это результат погони за габаритами – неравномерное распределение светового потока из-за очень малого угла освещения. Возможно, со временем производители станут специально делать мониторы потолще, но и с лучшим качеством подсветки.
Пока же на рынке эйфория от LCD подсветок и всем не до того. Их появление стало поводом для очередного снижения цен, так что радуются не только производители, но и покупатели. Виды матриц.
Хотя формально существуют три вида с подвидами, фактически все равно все покупают TN.
Остальные виды интересны для расширения кругозора и создания впечатления, что бывают дорогие и качественные вещи. Это PVA и IPS.
Разница – в качестве картинки.
Фактически, TN прекрасно смотрится – картинка есть, все привычные цвета на месте. Но стоит поставить рядом мониторы с дорогими матрицами – и становится понятно, где картинка, а где серенькое подобие. Разница в полноте цветопередачи, диапазоне воспроизводимых цветов, адекватности передачи цвета.
Это очень важно для дизайнеров, фотографов, верстальщиков и всех других людей, занимающихся предпечатной подготовкой. Им важно, чтобы цвета на экране выглядели так же, как и на цветокалиброванных печатных машинах.
Да и вообще, на сочную картинку приятнее смотреть.
К слову сказать, наиболее полной и точной цветопередача была у профессиональных ЭЛТ-мониторов, поэтому до сих пор некоторые верстальщики работают за ними. Их можно понять.
Почему же PVA и IPS матрицы не имеют распространения? Потому что они дороги. Производителям так и не удалось снизить их себестоимость. Если цены на жидкокристаллические мониторы начинались с 1000уе за простые матрицы и 2000уе за дорогие, то десяток лет эволюции привел к тому, что отпускная цена на TN-монитор составляет 150-200уе, а PVA и IPS начинаются с 800-1000уе. В какой-то степени, это маркетинг, но в основе все равно невозможность делать их дешевле.
В попытках удешевить, разработаны подвиды IPS, не такие красочные как IPS, но чуть дешевле ее. Их иногда можно встретить в ноутбуках стоимостью от 30 тыс. руб. или как отдельные мониторы от 15-20 тыс. руб.
В любом случае, на одну продажу дорогих матриц приходится 10-100 продаж TN, поэтому в розничных магазинах их вообще редко можно встретить – мало число их моделей.
Ну и мы в свою очередь, конечно, советуем покупать TN в ее разнообразии – в первую очередь из-за цены.
За десяток лет эволюции TN превратилась из гадкого утенка во вполне приличное изделие. Кстати, надо сразу сказать, что черно-белые картинки такая матрица воспроизводит прекрасно, и для офисного применения идеальна. Ну и даже несколько цветов выведет. Шутка. Нормально она выведет, просто несколько блекло. Но черный текст на белом фоне – без проблем.
Современные TN вполне достойно выводят и цветные изображения. Диапазон цветности вырос до вполне приличных пределов. По крайней мере, дизайнеры не связанные с предпечатной подготовкой, нормально ими пользуются.
У жидкокристаллических мониторов есть несколько традиционных бед, которые даже заставляли пренебрегать ими в пользу ЭЛТ – это малые углы обзора и инерционность изображения. Обе эти беды существенно устранены, но не целиком.
С углами обзора борются как могут, но их природа идет от природы матрицы и исчезнуть они не могут. Чтобы их наблюдать, достаточно посмотреть на монитор сбоку, сверху или снизу. Изображение поменяет цветность, а то и перестанет быть видно.
Комфортными углами являются 20-40градусов. А при углах более 60 град изображение существенно искажается.
Разница в видимом изображении с разных углов обзора. Фото с сайта www.notebookcheck-ru.com
В принципе, это не страшно, одному человеку достаточно комфортно. Двум, сидящим рядом (и близко к монитору) будет неидеально, но приемлемо. Сложности возникают с мониторами больших размеров – с ними, как ни садись, либо центр будет четко виден, либо край. Либо отсаживаться от них на метр.
Проблема инерционности (большого времени отклика матрицы) изображения канула в Лету, и это радует. Сейчас с трудом можно найти монитор, на котором ее можно увидеть – только на мониторах старше лет пяти. Это выражалось в относительно долгом «гашении» изображения точки, из-за чего за движущимся объектом оставался шлейф из «медленно» гаснущих точек. Опять же, для работы особой проблемы в этом нет, а вот для динамичных игр это было совершенно неприемлемо. Да и кино смотреть было странно.
Эту проблему решали самыми разными способами, в основном улучшением технологии матриц и электронными ухищрениями.
Матрицы всего мира производятся «на одном заводе», если это касается TN. Бывают эксклюзивные модели, но основная масса бюджетных матриц похожи друг на друга как две капли воды. А почему бы им не быть похожими, если заводов в мире действительно два-три? Этот факт здорово упрощает выбор в настоящее время.
Электроника.
Это вторая важная часть монитора, отвечающая за логику преобразования сигнала от компьютера в изображение. Казалось бы, компьютер выдал идеальный сигнал, как правило – в цифровой форме. Что с ним можно сделать (не так)? Многое.
Электроника (как цифровая, так и аналоговая ее часть) преобразовывает сигнал с тем, чтобы он симпатичнее выглядел на экране – обрезает «лишние» фронты, чтобы на несовершенной матрице получить изображение получше; преобразовывает цвета, потому что производитель поставил светодиоды подешевле, но не белые, с бело-голубые; искусственно подавляет яркость точек при смене картинки, вычитая новую картинку из старой, чтобы уменьшить время отклика, хотя бы таким способом, если уж матрица дешевая и медленная. Ну, в общем, масса ухищрений для улучшения картинки.
Поведение электроники в какой-то мере управляется настройками монитора и может быть скомпенсировано цветовыми профилями. Но значительная часть «тонкой» работы электроники монитора остается «за кадром» и пользователю неподвластна. Да впрочем, и не надо.
Как раз особенности ухищрений электронной части и составляют разницу между компаниями-производителями. И в разных моделях одной и той же компании тоже может быть отличие.
Пластмасса.
Если матрицы у всех производителей одинаковые, то пластмассовая рамочка и дизайн кнопочек – это продукт R&D подразделений производителей. Они разные, о да! И это именно то, что стоит выбирать из личных предпочтений – кому черненький, кому серенький, кому красненький монитор. Учитывая, что кнопочек управления пользователь касается один раз в году, их дизайн большого значения не имеет.
Монитор с регулировками по высоте и наклону экрана. Вид сбоку, фото с сайта nix.ru
Отдельно стоит упомянуть «ногу» монитора – подставку, или вернее то, как он стоит на столе. Они бывают очень разные – от самых простых, до весьма причудливых. Как правило, есть одна степень подвижности – наклон вверх-вниз, и это полезно. Так же полезна регулировка по высоте, а то возможно придется что-нибудь подкладывать под него.
Вообще, комфорт пользователя – важнейший параметр. Но поскольку в магазине вы не будете перед монитором сидеть, то достаточно просто рассмотреть конструкцию «ноги» и иметь ее ввиду – потребуется ли вам регулировка, или нет. Бывают и варианты «pivot» - возможность поворота экрана на 90 градусов, чтобы монитор из горизонтального стал вертикальным. Сколько помню, ни разу никто этим реально не пользовался.
Ну и, наконец, маркетинг.
Это такие дутые параметры, которые имеют мало общего с реальностью или пользой, но выглядят внушительно и нужны для продаж (ну и кормить маркетологов тоже ведь надо). К маркетинговым придумкам относятся дикие величины контрастности «1:100000000», яркости «1000 кд/м2», времени отклика «2 мс» и тому подобное.
Мало того, что эти цифры измерены очень странным образом, так они еще и не значат ничего. Матрицы у всех одинаковые, откуда быть разным характеристикам???
(Если такие утверждения кажутся голословными, почитайте внимательно, как маркетологи измеряли эти мегавеличины. Выясняется, что время отклика 2мс измерено при смене двух соседних серых тонов, а между белым и черным у той же матрицы – 17мс, как у всех. Ну и так далее.) В общем, можно не обращать внимания на перечисленные параметры. Все что нужно в плане яркости, контрастности и времени отклика вам скажут ваши глаза на этапе выбора. Кстати, там и будет видно в сравнении рядом стоящих мониторов, что чего стоит.
Более важный параметр, над которым тоже поиздевались маркетологи – размер монитора.
Изначально, было принято измерять именно диагональ монитора, и это называлось 14-, 15-, 17-, 19-ти дюймовым монитором. Потом некоторые «хитрые» люди стали измерять не диагональ, а горизонтальный размер, но по-прежнему называть это, к примеру, 15-ти или 17-ти дюймовым монитором. Потом (тоже не все, но некоторые) начали измерять не видимую область экрана, а монитор вместе с пластмассой! Они бы ее вместе с коробкой их измеряли!!!
С появлением широкоэкранных мониторов «диагональный» размер стал совсем ориентировочным – ведь одну и ту же диагональ 19 дюймов может иметь как «обычный» монитор, так и более широкий, но менее высокий «ширик». Поэтому возникает неразбериха – мониторы одного и того же размера могут разными производителями называться и 20-, 21- и 22-ти дюймовыми (в зависимости от того, как они их измеряли, с пластмассой или без), и попадать в соседние разделы прайс-листов.
Основным же параметром является размер видимой области, и он всегда указан в документации. Равно как и внешний габарит монитора.
В общем, эти названия носят характер рекомендательный, а не точный. Но пользоваться ими можно – все-таки до откровенных подлогов не дошли, и если говорится что монитор 19 дюймов, то он где-то 18-19, ну может и 17, но никак не 20.
Живому человеку столь важно, сколько там точно в миллиметрах – ему хочется удобства. Поэтому человек все равно будет сравнивать имеющиеся в продаже модели такими, какие они есть, целиком.
Технические характеристики.
Ну вот, самое цифровое.
Основной характеристикой является количество точек на матрице. В отличии от ЭЛТ, жидкокристаллический монитор оптимально выводит картинку с разрешением, равным его количеству точек. Если разрешение будет больше или меньше, то картинка станет смазанной, некрасивой. Хотя он конечно ее все равно выведет.
По соотношению ширины к высоте, матрицы бывают двух основных видов – «обычные», с соотношением сторон 4:3, и широкоэкранные, с соотношением 16:9. В практической жизни – «обычные» выглядят как привычные мониторы, а «широкие» - как экраны телевизоров или кинотеатров.
Исторически все началось с 4:3, поскольку именно такое соотношение было на ЭЛТ. Оттуда и перекочевали стандартные разрешения:
800x600, 1024x768, 1280x1024, 1600x1200 пикселей.
Позже, в поисках маркетингового «прорыва» стали делать широкоэкранным мониторы на базе более «длинных» (но той же ширины) матриц.
Нельзя сказать, что широкоэкранные мониторы снискали восторг публики – многие приняли их в штыки. Сказываются привычки, а ведь удобство пользования – один из самый важных критериев выбора. Для оснащения своего рабочего места многие отказываются брать широкий монитор, настаивая на «обычном».
Сказалось и то, что первые «ширики» имели хоть и больше точек по ширине, но меньше по высоте, чем равные им по цене «обычные» мониторы. А для работы количество точек может оказаться очень важным: привык, скажем, человек видеть целую страницу таблицы на экране, не прокручивая ее – это требует 1024 точек, а у «ширика» их 900. Не влезают несколько строк, которые приходится прокручивать – неудобство. Да и просто широкий монитор не попадает целиком в привычную область «туннельного» зрения :)
Конечно, есть и многочисленные приверженцы «широких» мониторов, в частности автор статьи. Много точек и большой экран – это прекрасно. Очень удобно для удаленного администрирования – чужой экран не закрывает весь твой. И документы в редакторе удобно писать – с широким экраном можно уже не растягивать окно до максимума, а оставить по бокам места для иконок или мессенджеров, или каких еще программ, и всем хватает места.
Стандартные разрешения для широкоэкранных мониторов:
1360x768, 1440x900, 1680x1050, 1920x1080.
Есть некоторые вариации размеров матриц, приводящие к появлению мониторов с соотношением 5:4 (вариант «обычного») и 16:10 (вариант «широкого»). Отсюда образуются количества точек 2560x1600, 1920x1200 и т.д. Это несущественно, поскольку от конкретной величины мало что зависит – ну плюс-минус пара десятков на фоне тысячи не играю роли, а соотношение сторон все равно видно визуально – и либо оно нравится, либо нет.
Хотя общей рекомендацией будет покупка монитора со стандартным количеством точек – либо одного из «обычных», либо «широкого» с количеством точек по вертикали более 1000 – например 1920x1080.
Заметьте, что 1080 и 720 – это количество точек в стандартах видео FullHD и HD (High Definition – высокая четкость) соответственно. Это конечно намек производителей на использование мониторов для просмотра фильмов, в том числе – и как экранов домашних кинотеатров. Фактически, любой, даже маленький, экран будет выводить сигнал с любым количеством точек – но путем интерполирования. Если же физических точек экрана хватает, то изображение будет выводиться «точка в точку», что лучше.
Резюмируя, советуем выбирать либо «обычный», либо «широкий» - это от личных предпочтений зависит, и с количеством пикселей побольше. И размером побольше, но не больше свободного места на столе, конечно. Остальные параметры не имеют большого значения.
Разъемы видеосигналов.
Это порты, через которые монитор получает данные от компьютера или другого источника видеосигнала.
Исторически первым был VGA, он же D-Sub. Это единственный аналоговый порт, и аналоговость его дает ограничение на использование с высокими разрешениями – будут все более заметны наводки от внешней электромагнитной среды и влияние некачественных схем стабилизации питания. В общем, до 1280x1024 использовать VGA можно и нужно, а выше – лучше выбрать цифровой порт. Плюсом VGA является повсеместная распространенность.
Следующим стал стандарт DVI, позволяющий в одном разъеме использовать до двух цифровых и одной аналоговой линии. Это породило массу вариантов, самым распространенным из которых является DVI-D. Для передачи картинки с разрешением более 1920x1080 требуется кабель DVI-D Dual link, во всех остальных случаях достаточно любого DVI-D.
Наиболее свежим стандартом является HDMI. В отличии от предыдущих, в нем предусмотрена передача звукового сигнала. Таким образом, он наиболее подходит для связи монитора с мультимедиа-центром или видеокамерой, поскольку разъем имеет меньшие габариты и удобен для размещения на портативных устройствах. Передача в этом стандарте - цифровая. Рекомендуемая стандартом максимальная длина кабеля тоже велика – до 10 метров, и ее можно увеличить.
Порты VGA, DVI-D и HDMI. Фактически, HDMI маленький, размерами с USB.
В процессе подбора вариантов, обращайте внимание на наличие у монитора такого же порта, как и на вашем компьютере. Переходники существуют, но не во всех сочетаниях.
Производители.
Как мы уже писали, роль производителя – дизайн пластмассы, контроль качества матриц и материалов, электронные ухищрения. Матрицы у всех примерно одни и те же. Если вы выбираете повседневный монитор «за 5000р», то для вас разницы в производителях нет. Подходят все. Я даже затруднюсь назвать аутсайдеров – поскольку мониторы работают не благодаря производителям, а, такое впечатление, вопреки их экономии на каждой копейке. Все-таки, вдумайтесь, конечная цена прекрасного в своих характеристиках изделия – менее 200уе. А ведь начинались они с 1000уе, что конечно было перебором, но все-таки отражало расходы. С тех пор прошло много лет, цены снижались многократно. Надежность, в общем-то, повышалась. Качество матриц, электроника – тоже. Как? Наверное большими усилиями по подбору недорогих комплектующих, обеспечивающих работоспособность в заявленный срок эксплуатации.
Но, оглядываясь по сторонам, надо признать – я не вижу отказавших жидкокристаллических мониторов. Особенно – крайних пары лет выпусков. По сравнению с количеством отказов компьютеров, мониторы, можно сказать, не ломаются. За исключением физического воздействия, конечно.
В качестве антилидера по цене традиционно выступает Сони, и конечно Эппл. Впрочем, в бюджетные выборы они и не стремятся. Но и назвать оправданным их завышенную цену я не могу – нет оснований. Кроме как - симпатичные, это да.
Так что выбор производителя не столь важен, сколь реальное качество изображения монитора.
От себя могу рекомендовать ViewSonic, как производителя, занимающегося (в отличии от упомянутых остальных) – только мониторами. И раз уж так, то их многолетнее успешное присутствие на вершине рынка – следствие хорошего качества их изделий. На практике, это и в самом деле так, по крайней мере, в общем.
Осмотр в естественной среде обитания.
Следующий пункт выбора – поход в магазин для визуального впечатления. И сравнения, ведь там их много и стоят они рядом друг с другом.
Можно пойти в просто большой магазин, возможно, что и компьютерный, лишь бы там было много включенных мониторов с одинаковой картинкой.
Покупать на этом этапе необязательно, важно составить впечатление.
Хорошо бы, чтобы картинка была статичная. Чтобы она была с высоким разрешением (это невозможно, если она одна на все мониторы, ведь у них же разное количество точек). Чтобы она была с мелкими деталями. Чтобы она была цветная.
Общий взгляд.
Смотрите, вглядывайтесь. Если вы хотите понять, какова картинка – расположитесь относительно монитора так, как если бы вы за ним сидели. Дело в углах обзора – даже при взгляде с угла 30 градусов другое впечатление.
Яркость картинки не столь важна – она зависит от настроек, которые выставлены в данный момент на мониторе. То же относится и к цветности.
На динамические изображения можно не смотреть, сейчас все мониторы с приличным временем отклика, и запаздывания реакции монитора вы не увидите.
Вы увидите глянцевые и матовые покрытия экранов – это немногое значит, бывают удачные в плане изображения модели и с матовым и с глянцевым экраном. Если сомневаетесь, что на рабочем месте будут блики от глянцевого монитора – смоделируйте их фонариком.
Пристальный взгляд.
Если вы внимательно осматривайте одну-две модели, обратите внимание на следующее:
читаемость текста в максимальном разрешении (надо установить максимальное разрешение)
запас яркости (через регулировку настроек)
общее впечатление от картинки, скажем рабочего стола и открытой папки на нем
нет ли мерцания, резкого изображения, не видны ли отдельные пиксели
качество черного цвета (надо включить тест в режиме черного экрана) – нет ли засветок, достаточно ли глубокий черный
общее впечатление от пластмассы, удобство регулировки положения в пространстве.
Остальные параметры, такие как температура цвета, цветокалиброванность, насыщенность можно особо и не смотреть – они все регулируются в настройках и могут принимать самые разные значения. Хотя если возникли существенные подозрения, что настроить цветность не удастся, лучше такую модель не выбирать.
Самое главное, что нужно понять – насколько изображение не раздражает глаз. Да, лучше даже отстраниться от суеты торгового зала, сесть и спокойно посмотреть на монитор пару минут – проверить комфортно ли вам будет за таким монитором сидеть часами и днями. Бывает так, что едва уловимые подрагивания и мерцания утомляют глаз, и они не регулируются уже ничем и так и будут сопутствовать модели или экземпляру. При возникновении сомнений лучше к ним прислушаться.
Колонки у монитора могут быть, это малый плюс, кому-то нужный, а кому-то нет. На качество изображения они не влияют.
К словам продающих менеджеров можно особо не прислушиваться. Как правило, они несут чушь, намеренно или нет. Говорить-то не о чем, и как правило они об этом знают. Наиболее честные сразу соглашаются что «кругом сплошные TN матрицы и разницы между ними никакой нет». Выслушивать же вольные цитаты из рекламных проспектов нет никакого смысла. Максимум, чем могут быть полезны консультанты – информацией по количеству точек, разъемам и «попросить указать мониторы с PVA и IPS матрицами» - исключительно для расширения кругозора.
Покупка и тестирование монитора.
Предположим модель выбрана, есть желание купить.
Сначала выбираем магазин. В отличие от покупки компьютера, здесь тестирование при осмотре играет большую, я бы да сказал, определяющую роль. Есть, на мой взгляд, два разумных варианта – 1) быть корпоративным клиентом, или просто очень любимым клиентом, или найти магазин, в котором все клиенты любимые. В общем, найти такое отношение к себе продавца, что вам поменяют монитор или даже вернут деньги, если вы принесете его обратно через два-три для с жалобой «что-то он мне не нравится». В этом варианте можно покупать не глядя.
В обычных магазинах ни о каких возвратах речи не идет, если он вообще исправен. И битые пиксели их не смущают – есть лазейка в стандартах ISO на тему допустимого количества неработающих пикселей для размеров и классов мониторов, и они скажут, что вы должны были заранее об этом знать. О некрасивой картинке на этом фоне можете даже и не начинать разговаривать.
Стало быть, вариант 2) – найти магазин, где монитор вы всячески осматриваете ДО покупки. И потом именно этот экземпляр вам упаковывают и отдают. Таких магазинов очень немного (если рассматривать незаоблачные цены и не продажу с витрины), и ярким примером будет
Флэш Компьютерс http://flashcom.ru/
Их политика продаж именно такова, а цены в этом году понизились до уровня признанных лидеров низких цен на мониторы – ОЛДИ. Но возможность тестирования ДО оплаты уникальна. Кстати, это относится и к ноутбукам.
В других магазинах эту возможность придется обговаривать заранее, на это идут неохотно. Конечно! Они будут говорить, что протестировать вы будете иметь возможность. Задайте вопрос – а что будет, если мне монитор не понравится??? Можно сразу получить деньги назад, или принесут другой экземпляр, и сколько раз так можно делать подряд, и какое количество этих моделей на складе – а то может только одна, и ее уже кто-то отказался брать. Кстати, последний вопрос актуален даже в самых удачных магазинах.
Тестирование при покупке.
Первое, и самое простое – поиск «битых пикселей». Это такие неработающие точки на экране, которые либо всегда черные, либо белые, либо синие, красные или зеленые. В общем, их хорошо видно, и они в любом случае будут очень неприятны в использовании. Ничего страшного в них нет, но просто неприятно и отвлекает. Хотя, если вам дарят большой и красивый монитор с парой битых пикселей – ну это не так уж и плохо.
В этом и следующих тестах рекомендуем воспользоваться программой Nokia Monitor Test или подобной.
Главное окно программы
Программа выводит на экран разные стандартные картинки, включая известную «сетку настройки телевизора». У нее есть такие полезные режимы:
Полностью черный, белый, красный, зеленый, синий экран.
То же, но полосой, которая переключается
Градиент серых тонов, от самого темного, с повышением до темно-серого
Экран заполнен шрифтом минимального размера, использующим каждый пиксель.
На экране линии белого (и других основных цветов, на выбор) на черном фоне, через 10 пикселей
То же – через 1 пиксель, выглядит как очень частая сетка
Сетка настройки телевизора – в разных частях экрана геометрические фигуры из полосок
Сетка из разноцветных линий
Области, залитые разными цветами.
Также полезными могут оказаться такие функции других программ или подручных средств:
Движущийся разноцветный объект на черном фоне – можно сделать из стандартной заставки ОС
Вид открытой пустой папки на фоне рабочего стола.
Управление – кнопками мыши – левой кнопкой переключаются «малые режимы» , например варианты цветов, правой – «большие режимы», вплоть до выхода в главное меню. Вообще, там все несложно. В аналогичных программах управление примерно такое же.
Ход тестирования
Режим №1 (по списку выше), ищем «битые пиксели», меняя цвета. Аккуратно сдуваем пылинки, которые можно принять за пиксель. В принципе, если хотя бы один пиксель обнаруживается, можно уже сворачивать тестирование и думать о следующем экземпляре.
Режим №1, белый экран. Заходим в меню управления монитора (кнопочки на самом мониторе), и выкручиваем яркость на максимум. Достаточно ли ярко? Фабричную установку яркости запоминаем и возвращаем на место.
То же, только черный экран и смотрим, нравится ли нам черный. Для фильмов и кинотеатра лучше иметь реально хороший черный, для работы – не очень важно.
То же, черный. Смотрим засветы по краям, сильно ли они портят впечатление. Аналогично предыдущему пункту, если будете постоянно с открытыми окнами редактора и рабочим столом, засветы можно простить. Попробуйте уменьшить яркость, может они станут меньше.
Режим №2, смотрим, не сильно ли дрожит изображение при переключении. Вообще-то, совсем не должно. Ну и нет ли каких других нежелательных эффектов.
Режим №4. Текст должен читаться четко, не сливаться в одну серую кашу. Если сливается или размывается, то работать за таким монитором будет неприятно. Но кино смотреть – может даже и лучше. Метров в двух, не меньше. В принципе, это признак плохой модели.
Режим №8. Вы увидите, насколько «несведены» цвета триады. Это почти неизбежно, и неустранимо. В принципе, проблемы не составляет. Если есть возможность и желание – попробуйте через меню настроек монитора сделать сведение цветов лучше. К этому нужно обращаться, если есть проблемы на шагах 6 или 8 .
Режим №5 и №6. Линии цветов должны выглядеть четко, без ряби и размытия. Особенно – без ряби. Если рябь заметна, она потом замучает вас при работе за монитором.
Если возникают проблемы, скажите об этом, возможно рябь возникла из-за компьютера-источника сигнала, или из-за кабеля. Попросите сменить способ подключения (особенно аналоговый VGA или DVI-A на цифровой DVI-D или HDMI), если у монитора есть разные порты. Особенно это касается больших мониторов, для них цифровое подключение – единственный вариант.
Режим №12. Посмотрите, как выглядит открытое окно белого цвета. На нем всегда есть пара линий серого цвета, немного текста. Это должно выглядеть приятно. Без дрожания, размытия, прочих эффектов. Поводите мышкой окно в разные места экрана, посмотрите в них тоже, то есть везде.
Режим №5, №6 и №12. Размытие белой/черной линии на составляющие цвета.
Особенно часто это заметно для вертикальных линий, причем для горизонтальных может отсутствовать. Это заметно не на всех примерах, и будет заметно не во всех видах применения. В играх и фильмах вы его не заметите, а работе в редакторах и макетировании – заметите. И вообще, вещь почти неустранимая – такова жизнь. Если это размытие невелико и впечатления не портит, то можно и оставить. Можно попробовать регулировать настройками монитора, в разделе дополнительных, такими как «Horiz. Muar» и подобными. Только запомните сначала заводские величины настроек – не исключено, что он оптимальны.
Подведем итоги. «Битые пиксели», дрожание и сильные искажения картинки – непростительны, такой экземпляр не стоит брать. Так же как и неприятные ощущения при длительном созерцании картинки – это, наверное, хуже всего. Сюда же относятся недостаточная для ваших целей предельная яркость экрана или непрезентабельный внешний вид. Кстати, любые механические повреждения – повод для немедленного отказа, потому что потом, в случае наступления гарантийного случая вам придется доказывать, что нанесли их не вы. Покупка с повреждениями конечно возможна, но с внесением их списка в гарантийный талон.
Напротив, малые искажения, к примеру, некоторое несведение цветов не являются поводом для отказа. Можно конечно, попросить еще один экземпляр для тестирования, но, как правило, существенной разницы не увидите.
Замечания.
Для широкоэкранного монитора требуется еще и поддержка его разрешений со стороны видеокарты. Все современные видеокарты ее предоставляют, не все из старых. Исключением являются интегрированные видеокарты на чипсетах Sis. А вот дискретные видеокарты NVIDIA практически любой давности можно заставить выдавать нестандартные для времени их выпуска разрешения.
Одним из шагов цветокалибровки, или просто настройки цветности, делаются через установку цветового профиля монитора. Он может установиться автоматически, или его придется устанавливать вручную, взяв с прилагаемого диска или скачав с сайта производителя. Возможно, в процессе калибровки вы измените профиль – тогда этот ценный результат стоит сохранить отдельно, чтобы не потерять при переустановке. Это файл вида *.icc *.icm, хранящийся в недрах системной папки.
Вопросы покупки цветокалибруемых мониторов с достаточным для профессионального применения охватом RGB, мы в этой статье не рассматриваем – это очень редкий товар, и специалисты сами знают, где его искать. Скажем только, что фирма http://www.flake.ru/ всегда занималась именно ими и у них можно получить консультацию и купить такой монитор.
Если у вас в помещении сильно изменяется освещение в течении дня, стоит обратить внимание на возможности монитора переключаться между наборами настроек - «пресетами», включающими яркость, контрастность, цветовую температуру. Их можно настроить по своему вкусу отдельно на разные режимы освещенности, и переключать по необходимости. У разных производителей это называется по-разному, интересуйтесь в магазине. Это – функция монитора, а не компьютера, и управляется кнопками на мониторе.
Уровень цен на сентябрь 2011 года
(изменяемый в течении времени раздел статьи)
Нижняя граница цен расположена в районе 3000-3500р и соответствует 17-19 дюймовым мониторам нескольких разных производителей. Их можно без проблем брать в офис или любое место, где нужен «простой» монитор. Все как один имеют широкую матрицу 1366*768 точек, что еще раз подтверждает тезис об одном заводе на всех. В этом диапазоне есть и «неширокие» мониторы, но их значительно меньше.
В диапазоне цен «до 5000р» появляются 19-20 дюймовые мониторы с количеством точек по высоте более 1000, то есть «неширокий» 1280x1024 и «широкий» 1920x1080. Примеры приводить нет смысла, их десятки в каждом ценовом диапазоне. Здесь уже появляются всякие излишества, не в последнюю очередь благодаря которым и повышается цена на 200-500р. Динамики, к примеру, или микрофон, или что еще.
«До 6000р» появляются действительно крупные экземпляры, количество точек на матрице у которых не увеличивается более 1920x1080 (это FullHD), но размеры матрицы становятся больше. Горизонтальный размер переваливает за 50см! Они называются 22-23 дюймовыми, но это несколько условно.
В диапазоне «до 10000р» присутствует все то же самое, размеры потихоньку растут, можно встретить и 27дюймов, количество точек не увеличивается. Это уже предел как по размещению на столе, так и по охвату зрением обычного человека. Такие большие мониторы легко представить экранами домашних кинотеатров.
Либо другая тенденция – отдел маркетинга всячески обвешивает дешевые модели «завлекалочками», выставляя их в этой ценовой категории. В принципе, и за 15000 можно найти модели не выдающиеся по размерам и характеристикам, но – позиционированные как суперкрутые.
В общем, выбор монитора на TN матрице можно завершить до 10000р. Заметьте, редкие и крупные модели есть не во всех магазинах, их проще искать целенаправленно через агрегатор цен, подобный Яндекс-маркету.